Функциональная эстетика промышленной архитектуры
Функциональная эстетика промышленной архитектуры исторически развивалась вслед за развитием производственных потребностей, подтягивая за собой новые строительно-технические решения. Условия более рационального использования производственных площадей последовательно совершенствовались благодаря внедрению новых конструкционных материалов.
Именно в промышленном строительстве впервые были применены металлические конструкции - чугунные опоры, стальные балки, что позволило уменьшить массивность стены, увеличить ширину пролетов и расширить световые проемы. Металлический каркас снизил пожароопасность производственных зданий и сооружений. Еще большую свободу для маневра открыло внедрение в практику промышленного строительства железобетона, появление безбалочных перекрытий - пространство стало еще более свободным и легко трансформируемым. Шедовые покрытия, специальные системы вентиляции с очисткой и увлажнением воздуха и многие другие инженерно-технические новшества, направленные на улучшение условий труда и впервые апробированные инженерами и архитекторами в промышленном строительстве, позже стали широко применяться в общегражданской строительной практике. Промышленная архитектура с ее культом функции заложила основы ведущих архитектурных течений и стилей XX века - конструктивизма, функционализма, рационализма, хай-тек.
В мире широкое распространение получило общественное движение в защиту памятников промышленной архитектуры, создан Международный комитет по сохранению индустриального наследия. В большинстве стран промышленная архитектура признана частью национального культурно-исторического достояния, приняты программы сохранения объектов индустриального зодчества, в охранном законодательстве есть специальные разделы, посвященные данной проблематике.
К пониманию того, что историческая промышленная застройка нуждается в особом статусе и режиме охраны, уже пришли власти Санкт-Петербурга. В 90-х годах в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Северной столицы был создан специальный отдел по охране индустриального наследия. В результате его деятельности охранный статус был присвоен 200-м промышленным зданиям и сооружениям города.
В отличие от Санкт-Петербурга, в Московском комитете по охране памятников подобного подразделения до сих пор нет. По словам координатора "Свободы доступа" Александра Змеула, представители этого органа никак не отреагировали на приглашение принять участие в заседании "круглого стола" в ЦДХ, поэтому их взгляд на проблему остался "за кадром". Пока миссия по сохранению промышленного зодчества нашего города в основном ложится на плечи общественности, отдельно взятых энтузиастов и бизнесменов, которые находят материальную и моральную выгоду в сохранении фабрично-заводских зданий и промышленных сооружений эпохи индустриализации.
Именно в промышленном строительстве впервые были применены металлические конструкции - чугунные опоры, стальные балки, что позволило уменьшить массивность стены, увеличить ширину пролетов и расширить световые проемы. Металлический каркас снизил пожароопасность производственных зданий и сооружений. Еще большую свободу для маневра открыло внедрение в практику промышленного строительства железобетона, появление безбалочных перекрытий - пространство стало еще более свободным и легко трансформируемым. Шедовые покрытия, специальные системы вентиляции с очисткой и увлажнением воздуха и многие другие инженерно-технические новшества, направленные на улучшение условий труда и впервые апробированные инженерами и архитекторами в промышленном строительстве, позже стали широко применяться в общегражданской строительной практике. Промышленная архитектура с ее культом функции заложила основы ведущих архитектурных течений и стилей XX века - конструктивизма, функционализма, рационализма, хай-тек.
В мире широкое распространение получило общественное движение в защиту памятников промышленной архитектуры, создан Международный комитет по сохранению индустриального наследия. В большинстве стран промышленная архитектура признана частью национального культурно-исторического достояния, приняты программы сохранения объектов индустриального зодчества, в охранном законодательстве есть специальные разделы, посвященные данной проблематике.
К пониманию того, что историческая промышленная застройка нуждается в особом статусе и режиме охраны, уже пришли власти Санкт-Петербурга. В 90-х годах в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Северной столицы был создан специальный отдел по охране индустриального наследия. В результате его деятельности охранный статус был присвоен 200-м промышленным зданиям и сооружениям города.
В отличие от Санкт-Петербурга, в Московском комитете по охране памятников подобного подразделения до сих пор нет. По словам координатора "Свободы доступа" Александра Змеула, представители этого органа никак не отреагировали на приглашение принять участие в заседании "круглого стола" в ЦДХ, поэтому их взгляд на проблему остался "за кадром". Пока миссия по сохранению промышленного зодчества нашего города в основном ложится на плечи общественности, отдельно взятых энтузиастов и бизнесменов, которые находят материальную и моральную выгоду в сохранении фабрично-заводских зданий и промышленных сооружений эпохи индустриализации.
Похожие статьи